Разработчик Вячеслав Колыбелкин из Саратова полгода работал в Гданьске. Он поделился своими воспоминаниями и впечатлениями о жизни в морской столице Польши. Нужно ли для комфортной жизни в Гданьске знать польский язык? Почему здесь снижен подоходный налог для IT-специалистов? Что стоит попробовать из местной кухни? Об этом и многом другом он рассказал «Клеверу».
О решении поработать в Гданьске
В июне 2017 года мне предложили полгода поработать в Гданьске. На новый проект для крупного финансового холдинга искали Java-разработчика с опытом в сфере Capital Markets и знанием FIX-протокола. Я как раз подходил под эти требования. Мы с женой уже давно хотели пожить в другой стране, поэтому я принял предложение. Тем более, полгода – срок небольшой.
Три месяца мы занимались подготовкой документов и в сентябре уже переехали. Моя компания помогла с оформлением визы, оплатой билетов для нас с женой, расходами за дополнительный багаж, арендой квартиры в первый месяц. Причем еще в Саратове меня консультировали специалисты из Польши: рассказывали, какие документы нужно предоставить, всё проверяли.
Когда я приехал в Гданьск, специалистка по релокации помогала нам с подготовкой и подачей документов на вид на жительство. Изначально мы не знали, останемся ли жить в Польше через полгода или нет, поэтому сразу решили подать документы. Ещё местные сотрудники провели для меня и других релокантов welcome-презентацию и рассказали, как снять квартиру, куда обращаться по бытовым вопросам, где оформить банковскую карту и в какую поликлинику лучше пойти.
Я оформил рабочую полугодовую визу, а жена – туристическую на три месяца. Она смогла остаться со мной на полгода, потому что подача документов на вид на жительство давала право законно находиться в стране до получения результата (обычно этот процесс занимает около года). Когда у жены закончилась туристическая виза, она не выезжала из Польши, потому что не смогла бы свободно въехать обратно.
О поиске квартиры и менталитете местных жителей
Первый месяц мы жили в квартире, которую снимала для нас компания. Наш дом находился в историческом центре города. Этот район был полностью разрушен во время Второй мировой войны, а затем восстановлен по чертежам. Окна нашей квартиры выходили на почту – место, где прошел один из первых боев войны.
Когда через месяц нужно было переезжать в новое жилье, мы столкнулись со сложностями. Оказалось, что снять квартиру на полгода здесь практически невозможно: длительные договоры аренды в Польше заключаются минимум на год, а краткосрочная аренда посуточно нас не интересовала. Тем не менее, я попробовал подыскать для нас квартиру на сайте Otodom – это аналог нашего Avito.
Ещё одной трудностью было то, что я не знал польского и мне сложно было самому общаться с арендодателями. И если пожилые люди ещё немного говорят по-русски, а молодежь – по-английски, то большинство людей среднего возраста не знают ни того, ни другого языка – с ними мне чаще всего и приходилось иметь дело. Но языковой барьер – это полбеды. Бывало, я договаривался с арендодателем посмотреть квартиру в определенный день, а когда тот самый день наступал, человек просто не брал трубку или перезванивал мне уже вечером. Как я выяснил позже, для поляков это нормальная ситуация, они никуда не спешат.
После самостоятельных неудачных поисков жилья я нашел англоговорящего риелтора, которая помогла мне. Но и здесь тоже было не всё гладко: когда нам через полторы недели нужно было переселиться в новый дом, риелтор перестала отвечать на мои звонки. Я даже просил своего польского коллегу позвонить напрямую в агентство, в котором она работала, потому что там говорили только на польском. Выяснилось, что риелтор заболела. Она связалась со мной, когда вышла с больничного, и довольно быстро подобрала хорошую квартиру. На этот раз мы поселились не в историческом центре, а в новом районе города – в десяти минутах ходьбы до работы.
Об офисе и подоходном налоге для IT-специалистов
Все офисы крупных IT-компаний в Гданьске – Amazon, Luxoft, EPAM – расположены в одном офисном центре. Мое рабочее место находилось в большом опенспейсе в периметре закрытого типа. Здесь были более строгие правила безопасности: нельзя оставлять документы на столе, при входе нужно всегда вводить личный пин-код – даже если заходишь с коллегой, каждый должен набрать свой. Вместе со мной на проекте работали еще четыре специалиста. Наша команда практически полностью была русскоязычной: все хорошо говорили по-русски, за исключением одного коллеги-поляка. Один коллега приехал из России в Польшу, два других работали в Лондоне и хорошо знали русский, потому что релоцировалась из Беларуси и Украины.
На проекте мы интегрировали функционал приложения, которое я разрабатывал в Саратове, в одну из существующих систем заказчика. Готовое решение позволило нашему клиенту подключиться к биржам.
Мне понравилось, что сотрудники офиса, где я работал, поддерживали экологические инициативы: повсюду стояли контейнеры для раздельного сбора мусора, посуда была не пластиковая, а стеклянная. Даже вместо ложечек для чая были деревянные палочки.
Меня очень удивило, что в Польше почти наполовину снижен подоходный налог для специалистов творческих профессий, а IT считается творческой сферой. Поэтому каждый месяц я заполнял отчет для налоговой, что творческого сделал. Например, придумал новый подход – и система начала быстрее обрабатывать запросы пользователей. Отчеты должны были быть на польском: я же писал их на английском, затем прогонял через переводчик и просил коллег-поляков проверить готовый текст.
Я работал с восьми утра до четырех дня: рано вставал, но и рано освобождался. Оставалось много свободного времени для прогулок по городу.
О городе и климате
Гданьск находится на побережье Балтийского моря и образует с соседними городами – Сопот и Гдыня – трехградье. Все города можно объехать за один день на электричке, которая ходит вдоль побережья. Многие живут в одном городе, а работают в другом.
Мы с женой часто ездили гулять в Сопот и Гдыню. Билеты на общественный транспорт покупали в приложении – было очень удобно. Одна поездка стоила 4 злотых – примерно 60 рублей. Изначально мы планировали взять машину и поездить по другим польским городам, но не вышло: аренду можно было оплатить только кредитной картой, а я не оформил ее заранее.
Конечно, мы много гуляли и по самому Гданьску – по центру, окрестностям, береговой линии. Заметили, что все интересные места для прогулок в основном сосредоточены у моря. А вот само море холодное: купаются тут только летом в очень жаркие дни, когда температура доходит до тридцати градусов.
Если говорить про климат в целом, то он в Польше мягче, чем в России: осенью и в начале зимы температура редко опускается ниже +15 градусов. Морозы стоят с января по март, и они не такие сильные, как у нас. В то время, что мы жили в Гданьске, снег за зиму выпадал всего несколько раз и очень быстро таял. Помню, в день, когда выпал первый снег, случился настоящий автомобильный коллапс. Поляки летнюю резину на зимнюю не меняют, а шипы на колеса ставить запрещено.
Интересно, что зимой в старых домах ещё топят углем. Жители Кракова, например, постоянно жалуются на постоянный запах дыма. А в Гданьске из-за моря, повышенной влажности и ветров такой проблемы нет.
Что порадует и удивит в Гданьске
Поляки – добрый и отзывчивый народ
Прохожие на улицах нам охотно помогали, когда мы не могли найти дорогу к какому-то месту. Да и коллеги в офисе – даже незнакомые – всегда здоровались и желали хорошего дня.
По воскресеньям и в праздники ничего не работает
Однажды мы попали впросак: не смогли купить продукты в воскресенье, потому что все магазины были закрыты. Поляки не работают и в дни национальных праздников: это время они проводят дома с семьей. Первое время, когда все вокруг нас что-то праздновали, мы чувствовали себя немного отчужденно, потому что не знали местных традиций и не понимали обычаев.
Международный аэропорт находится в черте города
До аэропорта на такси ехать около 30 минут. У польских авиалиний есть два лоукостера. Например, в Рим можно слетать всего за тысячу рублей. Мы так побывали в Италии и Германии. Жаль, конечно, что не было прямых рейсов в Россию. Из Гданьска мы долетали до Варшавы, а оттуда – до Москвы. Многие думают, что легко улететь в российские города из Калининграда, который граничит с Польшей. Но это не так. Во-первых, дорога до границы с Россией на машине занимает целых полтора часа, во-вторых, из Калининграда, как оказалось, летать дороже и, в-третьих, – рейсов не особо много.
Англоязычные фильмы в Польше не переводят
Максимум – пускают польские субтитры. Это одна из причин, почему молодежь хорошо знает английский.
Лекарства не отпускают без рецепта
Медикаменты, которые можно купить в России свободно, там отпускают только по рецепту.
В ресторанах не подают хлеб
При этом булочные изделия есть в любом продуктовом магазине. Но в ресторане, если попросишь хлеб, на тебя посмотрят странно. Даже сами поляки не знают, почему – говорят: «Просто не принято».
Местная кухня довольно простая
Все традиционные блюда вкусные, но не особо изысканные – картофельное пюре с котлетой, гречка. Меню такое же, как у бабушки в деревне. В магазинах мы видели целые полки с соленьями: огурцами разных видов, даже рассолом. Из национальной кухни пробовали пероги – так назывались вареники с мясом.
О возвращении в Россию
У нас была возможность остаться в Гданьске, но мы решили вернуться в Россию. Как я уже говорил, в Польше все оформляется по длительным контрактам – квартира, телефон, даже сим-карта. Если и оставаться, то надолго.
Мы поняли, что полгода жизни в Гданьске были для нас идеальным сроком: за это время мы успели познакомиться с польской культурой и менталитетом, посетили соседние страны. Теперь нам интересно было бы пожить в какой-нибудь англоязычной стране.
Фото: личный архив Вячеслава Колыбелкина
Комментарии