Канада то и дело попадает в рейтинг лучших стран для жизни, привлекая людей со всего мира. Каждый год она принимает больше 300 тыс. мигрантов. Чем же эта страна притягивает приезжих? Отличной экологией и красивой природой, высоким уровнем жизни и спокойной политической ситуацией. К тому же, большая часть населения Канады говорит на международном английском – не нужно учить второй иностранный язык. И все эти преимущества венчает удобная и прозрачная программа для иммиграции.
Примерно так бизнес-аналитик Татьяна Михайлова из Петербурга ответила на вопрос, почему они с мужем Андреем когда-то решили переехать в Канаду. Однако их история не совсем типична: прожив год в Торонто, наши герои решили вернуться в родной Петербург. Татьяна рассказала «Клеверу», почему так вышло. А ещё она поделились своими впечатлениями от жизни в Торонто.
Про подготовку к переезду
Мы с мужем всегда хотели пожить за границей и несколько лет назад решились на переезд. Рассматривали три англоговорящих страны с подходящими для нас иммиграционными программами – Австралию, Новую Зеландию и Канаду. В эти страны можно переехать без привязки к работодателю. Достаточно просто получить иммиграционную визу и вид на жительство, а работу можно искать уже на месте.
На оформление всех бумаг у нас ушло больше года. Дольше всего я ждала подтверждения документов об образовании со стороны специальной компании: все дипломы о высшем образовании, полученные вне Канады, должны быть сертифицированы. Помимо этого, нужно было получить и перевести еще стопку документов: подтверждение опыта работы и рекомендательные письма от работодателей, свидетельство о браке, а также сертификат IELTS.
За все предоставленные документы иммиграционная служба Канады начисляет баллы. Чем выше результаты языкового теста, чем востребованнее твоя профессия на рынке, диплом круче, а ты моложе, тем больше баллов тебе присваивают. А чем выше баллы, тем выше шансы получить вид на жительство.
Супруги подают один пакет документов на двоих: нужно просто выбрать, кто именно из членов семьи будет представлять пару. У нас таким человеком была я. Второй супруг тоже может собрать какие-то документы со своей стороны, только если это поможет увеличить общую сумму баллов.
Не помню точно, сколько баллов я набрала, но вид на жительство и иммиграционную визу мы с Андреем в итоге получили. Въехать в Канаду нам нужно было в течение года.
Так вышло, что пока мы занимались оформлением документов, я сменила работу и устроилась в международную IT-компанию. В моей компании были проекты для канадских заказчиков и действовала программа релокации для сотрудников – комбо! Мой менеджером подыскал для меня подходящий проект, на который требовался бизнес-аналитик. Работать нужно было в офисе заказчика в Торонто. Мы с мужем изначально не знали, в какой конкретно город хотим переехать, а тут всё решилось само собой.
Андрей уволился с работы, мы продали квартиру, машину и большую часть мебели, взяли два чемодана и нашу собаку – корги по имени Пират – и сели в самолет до Торонто.
Про поиски квартиры в Торонто
Квартиру на первое время мы сняли на Airbnb – забронировали ее за несколько недель по переезда. Мониторить местные сайты по аренде жилья начали уже на месте. Так как мы вообще не ориентировались в Торонто, нам трудно было понять, в каком районе мы хотим жить.
Многие приезжие советуют селиться в этнический районах: адаптироваться в чужой стране легче, если рядом есть люди, которые говорят на родном тебе языке. И друзей так тоже найти проще. Мы с мужем сразу отказались от такого варианта: хотели попробовать ассимилироваться, принять новую культуру и образ жизни.
Андрей довольно быстро устроился на работу. В Петербурге у него была мастерская по ремонту техники – и в Торонто он нашел такую же частную студию. На работе он познакомился с одним коллегой-поляком, который посоветовал поискать квартиру в районе Хай-парк, где жил сам. Мы поехали на разведку и буквально влюбились в это место: самый большой парк в Торонто, много белок, снующих по улицам, красивые дома вокруг, есть станция метро – всё, что нужно. Мы подумали – в парке можно гулять с Пиратом, на работу удобно добираться на метро. Метро, к слову, есть не во всех районах города: Торонто постоянно растет за счет иммигрантов, и делает это быстрее, чем транспортная сеть.
Пират гуляет в Хай-парке
Итак, с районом мы определились, теперь нужно было найти квартиру – с этим мы справились недели за две. В Канаде много доходных домов – многоэтажек, построенных специально для сдачи квартир в аренду. Мы с Андреем просто зашли в несколько домов, которые нам понравились, и попросили агентов показать свободные апартаменты.
Одна квартира нам особенно приглянулась – большая, светлая, с балконом. Мы решили остановиться на ней. Однако сразу въехать в понравившуюся квартиру в Канаде практически невозможно – нужно дождаться одобрения со стороны хозяина. Лендлорды отбирают жильцов очень внимательно, тщательно проверяя их кредитные истории. Мы с Андреем предоставил хозяину свои SINs (social insurance numbers, аналог ИНН). По этому документу можно узнать, насколько потенциальные жильцы платежеспособны. Через несколько дней лендлорд одобрил нашу заявку. Можно было заселяться в квартиру. Однако сначала ее нужно было обустроить, так как в Канаде не принято сдавать жилье с мебелью.
Обычно приезжим довольно часто отказывают в аренде, нам же очень повезло. Видимо, мы были единственными претендентами на эту квартиру. Думаю, что конкурентов не было потому, что дом был довольно старым. А ещё там не предоставляли обычного для новых многоэтажек сервиса – например, спортзала, открытой крыши с бассейном и летним садом или собственного коворкинга. Доходные дома, где всё это есть, пользуются повышенным спросом.
Про работу и общественный транспорт
Торонто называют бизнес-столицей Канады: именно там находятся офисы самых крупных компаний, включая ту, в которой работала я. На нашем проекте я была одним из ключевых бизнес-аналитиков. Вместе с коллегами мы развивали e-commerce платформу, а точнее – разрабатывали систему доставки товаров компании.
Офис, в котором я работала, находился в центре города – в получасе езды от дома на метро. На первый взгляд кажется, что это очень удобно, но есть одно но: метро в Торонто – далеко не лучший вид транспорта. Во-первых, само по себе оно очень маленькое и загруженное, во-вторых, грязное, а в-третьих – работает ужасно. Если в Петербурге я могла рассчитать, сколько времени мне нужно, чтобы доехать до конкретного места, в Торонто это сделать было невозможно. Поезда очень часто останавливались – на станциях и в тоннелях – и могли стоять там минут по десять, а то и дольше. Обледенели рельсы, кто-то нажал стоп-кран, пассажиру стало плохо: каждый раз для остановки находилась какая-то причина. Однажды я застряла в метро на целых полтора часа и опоздала на работу.
Метро в Торонто
Андрей тоже добирался до своей работы на метро. Однако довольно скоро он нашел новое место и устроился на завод, который находился за городом. Туда нужно было ехать на автобусах с двумя пересадками. Несмотря на то что автобусы ходили по расписанию, иногда у них тоже случались сбои. И если Андрей опаздывал на какой-то автобус, ему приходилось очень долго ждать следующий рейс, так как транспорт за городом ходит нечасто.
Казалось, что многие жители Торонто, в отличие от нас, не замечают, что у них в городе есть какие-то проблемы с общественным транспортом. Всё потому что практически у каждого есть своя машина. В Петербурге я тоже привыкла передвигаться на автомобиле, и, конечно, мы много раз думали о покупке собственного транспорта в Канаде. Я даже присмотрела какую-то не очень дорогую модель, но покупать ее в итоге передумала. Всё из-за страховки, которая стоила безумных денег – примерно шесть тысяч долларов в год. Мы не могли себе такого позволить.
Про адаптацию в чужой стране
Я прошла все классические этапы адаптации. Сначала мне всё очень нравилось: район, в котором мы жили, чистых воздух и вода, свежие фрукты и овощи круглый год. Когда эйфория улетучилась, меня, наоборот, начали раздражать многие вещи: метро, фрики на улицах, космические цены на ветеринарные услуги. Это был этап депрессии, после него наступила стадия примирения с новой реальностью.
Иногда мне казалось, что моя повседневная жизнь напоминает день сурка: работа – прогулка с Пиратом – дом, и так по кругу. В Петербурге у меня был совсем другой ритм жизни: всегда были планы на вечер – выставки, спектакли, лекции. В Торонто культурная жизнь намного скромнее, потому что у большинства людей в приоритете совсем другие развлечения. Канадцы любят проводить свободное время в кругу семьи и друзей – собираться вместе и устраивать барбекю. Еще они большие фаната спорта – особенно хоккея, конечно. Многие ходят на концерты известных групп, но вот спроса на классическое искусство как, скажем, опера, особо нет. Мне же как жительнице Петербурга очень не хватало таких культурных мероприятий.
Про то, что удивит россиян в Канаде
Вот ещё несколько интересных наблюдений о жизни в Торонто.
На центральных улицах города много бездомных
Если вы окажетесь в центре Торонто, то, помимо небоскребов, увидите огромное количество бездомных и людей с расстройствами психики. Интересно, что в спальных районах таких персонажей обычно не встретишь. Возможно, потому что в центре всегда много туристов, у которых можно просить подаяния.
Проблема бездомности – одна из самых больших в Канаде. Она возникла еще в 80-х годах, когда правительство резко сократило число социальных программ, в том числе программ для людей с ментальными проблемами.
В Канаде довольно жесткий рынок труда
Иммигрантов в Канаде намного больше, чем рабочих мест – это порождает высокую конкуренцию. Компании обычно заключают с сотрудниками срочные трудовые договоры – особенно, если это первая работа в Канаде. Через год работодатель решает, продлевать контракт или нет.
Ещё один интересный момент связан с отпуском. Количество дней для отдыха, которые работодатель предоставляет сотруднику, варьируется в зависимости от провинции. Где-то отдыхать можно две недели в год, где-то – три. Я также слышала, что работник наряду с прибавкой зарплаты может попросить у менеджера увеличить количество отпускных дней.
Канадцы получают все документы по почте
Карточки резидентов, водительские права, паспорта, вид на жительство – даже такие важные документы приходят канадцам по почте. Она тут работает довольно хорошо. Конечно, бывают инциденты, но в целом канадцы на свою почту жалуются редко.
У многих домов в центре Торонто есть собственный выход в метро
В городе очень развита сеть подземных тоннелей. В метро можно пройти практически из любого жилого или офисного здания, кафе или торгового центра. Целый город под землей. Жители Торонто говорят, что это удобно, особенно зимой. Всё потому что зимы в Канаде холодные, и многие рады лишний раз не выходить на улицу.
Практически у каждого небоскреба в центре Торонто
есть собственный выход в метро
Про возвращение в Россию
Прожив в Канаде чуть больше года, я и Андрей окончательно поняли, что хотим вернуться домой.
Несмотря на то что мы адаптировались в новой стране в бытовом плане, своими себя так и не почувствовали. Это проявлялось даже в мелочах: мы не всегда понимали шуток и отсылок к местным ТВ-шоу, фильмам, историческим событиям. Нет, не из-за проблем с языком – мы свободно говорим по-английски. И канадцев, к слову, ни в коем случае нельзя назвать языковыми снобами: они всегда восхищаются тем, что приезжие говорят на их языке. Дело в том, что мы росли в другой культуре, смотрели другое кино и читали другие книги, у нас другие жизненные приоритеты. Я, например, заметила, что канадцы не особо любят путешествовать. Знаю таких, которые ни разу не выезжали из страны. Не говорю, что это плохо, просто я не могу представить свою жизнь без поездок в Европу, где у меня живет очень много друзей.
В чужой стране заводить новые знакомства и находить друзей сложно. Прошли месяцы, прежде чем мы с Андреем подружились с одной канадской семейной парой, которая жила по-соседству. Постепенно у нас также начали появляться хорошие знакомых среди коллег. Однако новый круг приятелей всё равно нельзя было сравнить с тем, что был у меня на родине. У нас, конечно, находились общие темы для разговоров, но число их было ограниченным – из-за того, что увлекались мы абсолютно разными вещами.
Пират скучает по дому
Мы с Андреем также не раз ловили себя на мысли, что в России наш уровень жизни был выше: собственная квартира и машина, частые поездки в Европу. Когда мы переезжали в Канаду, я думала, что у меня будет возможность в любой момент съездить домой или в отпуск, но нет. В Торонто я столкнулась с тем, что у приезжих зарплаты намного ниже, чем у местных. В Петербург мы не слетали ни разу – билеты стоили каких-то космических денег. Зато побывали на Кубе – съездили туда в отпуск на неделю. Отдых там считается бюджетным: Куба для канадцев, как Турция для русских – классический all inclusive. Ещё мы несколько раз брали машину в прокат и ездили на Ниагарский водопад, который находится на границе Канады и США. Вот, в принципе, и всё.
Взвесив все за и против, мы решили вернуться в Россию. Возможно, стоило дать себе еще немного времени и пожить в Канаде подольше. А может, и не нужно было, и мы всё сделали правильно. У меня нет верного ответа, да я его и не ищу. В Agile есть принцип Fail Fast – это когда ты что-то попробовал, понял, что это было не лучшее решение, и вернулся в исходную точку.
Мы ни о чем не жалеем: у нас за спиной теперь есть крутой и полезный опыт жизни в другой стране. Кто знает, может, через несколько лет мы решим вернуться в Канаду или уедем в какое-то другое место.
Фотографии: личный архив героини, unsplash.com, pixabay.com.
Комментарии