Разработчица из Петербурга – о релокации в Нью-Йорк

JavaScript-разработчица из EPAM Татьяна Тунь релоцировалась из Петербурга в Нью-Йорк 2,5 года назад. Она рассказала, как ей живется и работается в «столице мира».

В каком районе поселиться, чтобы каждый день видеть панораму Манхэттена? К чему русскому человеку сложнее всего привыкнуть в Нью-Йорке? Сколько времени нужно прожить в США, чтобы начать делать комплименты незнакомым людям?  Обо всём этом – ниже.


Как возникла идея переезда

Почти пять лет назад я устроилась в петербургский офис EPAM. Почти сразу начала работать на проекте для популярного американского медиа. Два раза я ездила в командировку в офис заказчика: сначала на месяц, затем – на полтора. Конечно, я отмечала разницу между Россией и США – в быту, в ценах, в общественном транспорте. При этом даже не задумывалась о возможности релокации.

Впервые эта мысль посетила меня, когда на нашем проекте у одного американского контрактора закончился договор. Ему начали искать замену, и я подумала: «А ведь это хороший шанс пожить в другой стране». К тому времени я два года работала на проекте. Заказчик и его команда хорошо меня знали, поэтому сразу поддержали мою кандидатуру. Мне не пришлось даже проходить собеседований.

смотровая площадка Top of the Rock с видом на Empire State Building как переехать в америку
Татьяна на смотровой площадке Top of the Rock с видом на Empire State Building

Через несколько недель мне позвонила аккаунт-менеджер из EPAM. Она сказала, что договорились обо всех условиях на стороне заказчика. Можно было запускать процесс релокации.

Времени мне дали мало: на работу нужно было выйти ровно через месяц. За это время мне предстояло оформить все нужные документы, получить визу и перелететь Атлантический океан.

Как шла подготовка к релокации

Первым делом я начала собирать пакет документов для визы L1B. Ее может получить сотрудник, проработавший в своей компании не меньше года. У кандидата должно быть высшее профильное образование: мой диплом специалиста компьютерных наук по международным меркам классифицировали как диплом магистра. Еще одно требование для кандидата – позиция не ниже старшего разработчика: я подходила и по этому критерию.

Кроме того, мне нужно было составить резюме на английском языке и заполнить длинную визовую анкету DS-160 с кучей вопросов.

Со всеми этими бумагами я отправилась на собеседование в консульство США, которое в 2016 году еще было открыто в Санкт-Петербурге.

Собеседование я прошла быстро. Помню один забавный момент: консул решил выяснить, на каком языке программирования я пишу, нравится ли мне JavaScript и почему. Видимо, так он хотел понять, что я действительно та, за кого себя выдаю. Передо мной собеседование проходила пара ортодонтов – у них он спросил, достаточно ли ровные у него зубы.

Мои ответы консула, судя по всему, устроили, и он сказал, что моя виза одобрена.

Как прошел первый месяц в Нью-Йорке

Моя компания оплатила мне перелет до Нью-Йорка, такси от аэропорта и месяц проживания в апарт-отеле. В релокационный пакет также входила аренда автомобиля на месяц. Машина мне не понадобилась: я поселилась на Манхэттене, в Мидтауне – всего в 15 минутах от работы. Проходить это расстояние пешком было намного быстрее и приятнее, чем часами стоять в утренних пробках.

улицы манхеттана виды нью йорка как релоцироваться в америку сша
Улицы Манхэттена

Первое время я чувствовала мандраж: переезд стал для меня стрессом, а стресс я переношу плохо. Я прямо вцепилась в работу: это единственное, что осталось неизменным, когда все вокруг поменялось. В знакомом офисе мне было хорошо и спокойно. Я приходила туда даже по выходным, чтобы смотреть сайты по аренде квартир.

Как я искала жилье

Пожив несколько недель в оживленном Мидтауне, я поняла, что хочу снимать квартиру в тихом районе. Манхэттен не рассматривала: слишком шумно и дорого. К тому же, каждый месяц нужно платить City Tax – дополнительный налог просто за то, что ты живешь здесь.

Большинство моих коллег, которые, как и я, релоцировались из других стран, обосновались в штате Нью-Джерси – в той его части, что отделена от Манхэттена рекой Гудзон.

Я тоже выбрала несколько симпатичных вариантов в этом районе и связалась с риелтором. Первым делом он спросил меня о моей кредитной истории. Это очень важный пункт для американцев. На основании кредитной истории они понимают, насколько человек платежеспособен. Есть даже специальный сайт, где жители США могут посмотреть свой кредитный рейтинг. От него зависит многое, например, сможете ли вы снять квартиру и нужно ли будет отдавать повышенный залог за аренду.

К тому времени я жила и работала в США всего две недели, поэтому никакой кредитной истории у меня не было. Риелтор посоветовал взять на работе подтверждение трудоустройства и справку о зарплате. В моей ситуации этого оказалось достаточно.  

Мне понравилась уже вторая по счету квартира, и я решила остановиться на ней. Это были апартаменты с гостиной, спальней, небольшой кухней и еще одной крошечной комнатой, в которой я потом сделала игровую зону с приставкой. Дом находился примерно в 40 минутах от набережной Гудзона.

дом в Нью Йорке как переехать в америку
Первый дом, в котором поселилась Татьяна

В США хозяину квартиры или его риелтору нужно время, чтобы проверить документы и платежеспособность будущего жильца. На этот период объявление об аренде квартиры убирают со всех сайтов – за это потенциальный съемщик платит комиссию. Когда мои данные проверили, мы встретились с хозяином и его риелтором и подписали договор аренды.

В этой квартире я прожила больше двух лет. Месяц назад переехала в новое жилье, поближе к воде. Поселилась на третьем этаже 38-этажного дома. Это более современное и комфортное здание. Прямо в доме есть общий с соседями спортзал, бассейн, открытая крыша с зоной барбекю и видом на Манхэттен.

Вид на Манхэттен как переехать в америку
Вид на Манхэттен с крыши нового дома Татьяны

До работы я добираюсь на PATH. Это подземная железная дорога между штатами Нью-Йорк и Нью-Джерси. Очень похожа на обычное метро. Дорога занимает минут 40. В пути я слушаю музыку – это единственное, чем можно заняться в переполненном вагоне.

Как выглядит офис, в котором я работаю

Я работаю в офисе, который занимает 16 этажей 52-этажного небоскребаВнутреннее пространство на этаже, где я работаю, организовано очень удобно. Все переговорные у нас находятся в центре и окружены опенспейсом, который тянется вдоль окон по периметру этажа. В опенспейсе у нас свободная рассадка, но большинство сотрудников предпочитают сидеть на одних и тех же местах, я в том числе.

В команде, в которой я работаю, десять человек. Состав многонациональный: есть ребята из Польши, Индии, Китая. Из России – только я и моя коллега из петербургского EPAM. Занимаемся мы А/В-тестированием.

Мой рабочий стол стоит между двух окон. Из первого открывается вид на новый небоскреб-гостиницу, а из второго видно Гудзон и Нью-Джерси. Мне кажется, довольно символично смотреть с работы в сторону дома, а из дома – в сторону работы.

На одном из этажей нашего небоскреба работает столовая, где можно довольно бюджетно пообедать. Там есть стандартный набор блюд, а есть отдел, где можно купить еду на развес. В этом отделе обычно готовят кухню разных народов мира и традиционные праздничные блюда.

Как я провожу свободное время

Последний месяц всё свободное время я была занята переездом. Обычно же по выходным я выбираюсь в Нью-Йорк на какой-нибудь концерт. Тут каждый день выступает много групп: большинство из них никогда или очень редко доезжают до России. Например, August Burns Red – я два раза была на их выступлении.

Нью-Йорк
Татьяна с ударником August Burns Red Мэттом Грайнером

Помимо концертов, кино, музеев (в Нью-Йорке много отличных музеев!), тут можно посетить и довольно эпатажные мероприятия. Недавно я увидела афишу вечеринки Pants-Off Dance-Off, где гостям в прямом смысле нужно танцевать без штанов.

В Нью-Йорке есть много мест, где просто приятно гулять. Мое любимое – парк High Line. Его разбили на месте закрытого участка железной дороги на высоте 10 метров. Из этого парка открывается очень красивый вид на Гудзон. Когда в гости приезжает кто-то из друзей, я обязательно веду их туда смотреть закат.

Каково это – жить в «столице мира»

Нью-Йорк часто называют столицей мира: вокруг столько разных национальностей, языков, культур.

Здесь никто не смотрит на тебя косо, если ты странно выглядишь или плохо говоришь по-английски. Это полностью снимает языковой барьер. Я стала свободнее чувствовать себя в разговоре на нерабочие темы: спокойно могу поддержать разговор на улице, в театре, в баре.

Американцев не удивишь тем, что я приехала из России, потому что здесь практически каждый второй – иммигрант. У меня появилось много хороших знакомых, приехавших в США из Пакистана, Ирландии, Индии.

Статуя свободы как переехать в америку

Статуя свободы – один из главных символов Нью-Йорка.

Американцы называют её Леди Свобода

Мне нравится, что люди здесь доброжелательные, легко идут на контакт и не стесняются выражать эмоции. Помню, как незнакомая девушка сказала, что у меня классные ботинки. Тогда я очень удивилась и не знала, как реагировать на этот неожиданный комплимент. Сейчас я и сама могу так сделать.

Чего мне не хватает в Нью-Йорке

Между жизнью в Петербурге и Нью-Йорке, конечно, есть много бытовых различий. Я, например, долго привыкала к тому, что белье тут стирают в прачечных. У местных не принято иметь стиральную машину в квартире. Максимум – несколько стиральных машин на весь дом, которые обычно стоят в подвале. Помню, когда приехала, долго не могла заставить себя сходить в прачечную, пока чистые вещи в чемодане не кончились.

Я не ожидала от себя, что в Нью-Йорке мне будет не хватать возможности смотреть в кинотеатрах российские фильмы. А еще я скучаю по черному хлебу – здесь его можно найти только в русских магазинах.

Мне кажется, что я прошлась по всем стереотипам про Нью-Йорк, разве что про крыс в метро не сказала. Их я, кстати, из-за плохого зрения даже не замечаю.

Останусь ли я в Нью-Йорке

Я воспринимаю Нью-Йорк как место, в котором приятно жить. При этом я до сих пор не чувствую себя здесь как дома.

Мне сложно, потому что это мой первый опыт самостоятельного переезда. Я долго жила на одном месте: в Петербург мы с семьей переехали в 1997 году. Это мой любимый город, и я очень по нему скучаю. Но, конечно, больше всего я тоскую по своей семье и друзьям. Я всего несколько раз летала домой – хотелось бы видеться с родными чаще.

Сейчас я не могу точно сказать, хочу ли навсегда остаться в Нью-Йорке. Возможно, в ближайшие пару лет я перееду в какую-нибудь другой город или страну, а, может, решу вернуться в Россию.

Фотографии: личный архив Татьяны Тунь

Комментарии