Из медицинской психологии во Frontend-разработку

Прийти в IT можно разными путями: мы уже писали про юриста, врача и культуролога, ставших IT-специалистами. Сегодня хотим рассказать о Марии Касьяновой, которая четыре года работала на кафедре психологии, но однажды поняла, что программирование ей ближе. С 2018 года она работает Frontend-разработчицей.

Мария рассказала, какие курсы и тренинги проходила, и насколько органично она чувствует себя в IT-сфере.


Учёба: по специальности и не только

В школе мне легко давалась биология: я хорошо училась и часто участвовала в олимпиадах. Поэтому решила учиться на врача и подала документы в медицинский университет на лечебный факультет. Запасным вариантом выбрала факультет медицинской психологии. Ничего не зная об этой специальности, за несколько недель до поступления я искала в интернете, кто такой медицинский психолог и что он делает. По баллам ЕГЭ прошла на факультет медицинской психологии.

Так получилось, что ещё в университете программирование стало интересовать меня больше психологии. Когда у моих одногруппников возникали проблемы с компьютерами или они не могли разобраться в программах, все знали, кого звать: я могла что-то починить, объяснить, как работает программа, помочь со статистикой или сделать таблицу в Excel. Я много читала о том, как устроены компьютеры, что такое программирование, какие есть языки. Мне было так интересно, что я решила обучиться программированию.

Сначала я училась самостоятельно: вечерами читала статьи по введению в разные языки программирования, проходила уроки на JavaRush и freeCodeCamp, смотрела лекции MIT на EdX, на Coursera изучала введение в Computer Science, смотрела разные YouTube-каналы, например, thenewboston.

За 10 бесплатных уроков на JavaRush я поняла, что Java — не мой язык. Во-первых, меня неприятно впечатлило количество строчек кода, которые нужны, чтобы получить всего два слова «Hello world». Во-вторых, чем дальше — тем сложнее было учить: я не понимала ни что такое main, ни что такое void, а когда надо было написать цикл, я совсем запуталась и бросила изучение Java.

В тот период я занималась не регулярно. Так как у меня не было чёткого учебного плана, то не было и плавного перехода от лёгкого материала к среднему, а потом — к сложному. Получалось, что сложно становилось почти сразу.

Когда что-то не выходило, не у кого даже было проконсультироваться. Поэтому иногда я опускала руки, переключалась на учебу в университете, рабочие вопросы или просто отвлекалась на личные дела. Но спустя время возвращалась к программированию, потому что мне всё-таки это было интересно.

Мария Касьянова. Фото из личного архива.

Работа: по специальности и не только

Закончив университет, я осталась работать на нашей кафедре, в лаборатории социально-психологических исследований. Проводила опросы среди студентов — исследовала, насколько они удовлетворены условиями учёбы. Вела тренинги, на которых развивала учебную мотивацию студентов, и проводила индивидуальные консультации.

Помимо тренингов и консультаций нужно было много работать со статистикой. Например, 300 студентов прошли тест, и тебе нужно обработать результаты. Так как для большинства тестов не было компьютерных и online-версий, я всё обрабатывала вручную — это был рутинный и скучный процесс. Мне хотелось хотя бы наполовину его автоматизировать. Однажды я все-таки это сделала: у меня получилось успешно прикрутить к Excel библиотеку xlrd и написать рабочий код. Работало это так: я вносила ответы студентов в таблицу, код с помощью библиотеки обрабатывал эти данные, и я получала результаты теста.

На тот момент я ещё не рассматривала программирование как свою профессию. Мне казалось, чтобы быть программистом, нужно знать логарифмы и интегралы, считать сложные уравнения в уме и быть крутым математиком. С математикой у меня было всё в порядке, но не на уровне логарифмов. Программирование мне казалось далёким и нереальным. Я думала, что смена специальности займёт у меня 20 лет.

Счастливая системная ошибка

Я вполне смирилась с тем, что буду работать психологом, и осталась на кафедре, пока в 2017 году мне не пришла рассылка от Udacity. Совместно с Google они запускали курс по Frontend-разработке и разыгрывали бесплатные места. Так как обычно курс стоил около 1000 долларов, а тут подвернулся шанс пройти его бесплатно, я не стала упускать возможность и подала заявку. Конечно, мне казалось, что я не пройду конкурс, ведь Google не возьмут на курсы того, кто мало разбирается в программировании. Мне пришло письмо с отказом. Я даже не расстроилась: понимала, что у меня недостаточно навыков, и было много более достойных кандидатов.

Через несколько дней от Udacity пришло письмо с заголовком «Correction email». В нём было написано, что предыдущее письмо было неправильным и я всё-таки поступила на курс! Мне пришлось перечитать письмо несколько раз, чтобы удостовериться, что я правильно всё поняла.

Тогда я подумала, что могу и должна больше времени уделять программированию и начала усиленно учиться. В то время мне было легко совмещать работу психологом и учебу на программиста, у меня было достаточно свободного времени. Конечно, приходилось учиться вечерами, но я не чувствовала, что перерабатываю или сильно устаю.

Обучение длилось девять месяцев. Мы выполняли задания, проходили код-ревью, получали обратную связь. Сначала меня мотивировало, что HTML и CSS давались легко. Но потом, когда материал стал усложняться, иногда было непонятно: что такое контекст, как работать с объектами, как привязывать this. Но были преподаватели и одногруппники, у которых я могла что-то спросить и уточнить — это помогло не забросить учёбу.

Меня радовало, что в числе лекторов были специалисты из Google и Facebook. Что немаловажно — ты сразу погружаешься в особое сообщество разработчиков: много студенческих чатов, где вы общаетесь на учебные темы и обсуждаете дальнейшие перспективы.

После каждого урока я создавала небольшие приложения. Одно из первых заданий на Udacity в блоке CSS — сделать карточку с информацией: я создала карточку с описанием своего кота. Потом задания усложнялись: я сделала приложения вроде Paint, генератор цитат и небольшую игру. Когда курс закончился, нам выдали сертификаты.

Как-то в нашем русскоязычном чате от своих однокурсников я узнала про тренинг-центр EPAM и решила подать заявку. Конечно, думала, что меня не возьмут: мне казалось, что у меня недостаточно знаний и я не считала себя настоящим айтишником, но собеседование прошло успешно, чему я очень удивилась.

Во время учёбы у меня ни разу не возникло желания всё бросить — все-таки я чувствовала ответственность перед преподавателями. Ну и мотивировало, что представилась такая крутая возможность: бесплатно освоить профессию Frontend-разработчика.

В EPAM я постепенно вливалась в IT-сообщество: общалась с программистами, ходила на митапы и конференции. До тренинга у меня не было знакомых программистов, поэтому я думала, что типичные программисты — это крутые математики, которые хорошо считают в уме, могут, взглянув на код, оперативно в уме скомпилировать результат. Конечно, есть общий стереотип, что программисты — интроверты, но я так не думала.

О работе в EPAM

Когда курсы закончились, меня взяли в EPAM на должность Frontend-разработчицы. Перед собеседованием я снова немного сомневалась в том, что меня возьмут. Мне казалось, мои ребята-одногруппники с технических образованием — гораздо более компетентны, чем я: они задавали более глубокие вопросы, будто лучше понимали материал. Но собеседование прошло успешно. Сейчас я работаю на большом финансовом проекте. Мы работаем в scrum-командах, где каждая команда разрабатывает свой функционал.

Начав работать в EPAM, я поняла, что в программировании не требуется высшая математика (по крайней мере, в моей области), а пообщавшись с айтишниками, поняла, что по сравнению с другими людьми они более сконцентрированные, стремятся углубиться в корень проблемы и разобраться, что и как работает.

Мария на #ITweekend в 2018 году

Мне нравится, что в EPAM активно развивается Frontend-сообщество: делают регулярные тематические рассылки и проводят еженедельные митапы. Каждую неделю мы всей большой Frontend-командой встречаемся и делимся новостями и лайфхаками: кто-то побывал на конференции, что-то прочитал, узнал что-то новое. Это очень полезно: иногда бывает некогда углубиться в новую тему, а тут рассказывают и показывают с примерами, как что-то работает.

В EPAM важны soft skills и знание английского — с этим у меня нет проблем. Поэтому сейчас я делаю упор на развитие технических навыков.

Мне нравится выступать в роли спикера и рассказывать что-то людям. Например, как-то я вела занятие на тренинге по Frontend-разработке для студентов. Это была вводная лекция в библиотеку React: я показала студентам презентацию и провела live coding. Мне понравилось, я бы снова хотела выступить лектором.

Специальность психолога помогает не только в личной жизни, но и на работе. Например, на нынешнем проекте нужно много общаться с разработчиками и бизнес-аналитиками: обсуждать идеи, вопросы и проблемы. У меня не возникает с этим проблем, мне легко общаться в конструктивном ключе. Я думаю, что с психологическим бэкграундом проще развивать soft skills.

Легко ли вливаться в IT-сообщество

Влиться в IT-сообщество и найти друзей-программистов оказалось нетрудно. Я довольно органично чувствовала себя в этой среде. Сейчас во время обедов и ужинов мы с коллегами всегда обсуждаем технологии, IT-конференции и новые фреймворки, и мне уже непривычно, когда на дружеских встречах нет разговоров о новых фишках JavaScript.

Переход в IT показался мне лёгким и плавным. Я будто дольше привыкала к психологии. Как-то во время студенческой практики я работала в больнице — проводила консультации для пациентов. Вот ты разговариваешь с пациентом и понимаешь, что ему нужно помочь прямо здесь и сейчас. Бывали ситуации, когда я просто не знала, что сказать человеку. Мне было трудно не ставить себя на место клиента и отбросить эмоции, сложно дистанцироваться от проблем пациентов, я боялась не оправдать их ожиданий от обращения к психологу.

IT-сфера для меня проще и понятнее: если чего-то не знаешь, можно погуглить или спросить у коллег. Но в переходе в IT есть и сложности. Например, мне пришлось пожертвовать свободным временем, которого теперь стало значительно меньше. Раньше у меня было хобби — я вязала вещи для своих котов. Сейчас уже не успеваю это делать: всё время уходит на работу. Но я считаю, что работа программиста очень творческая и интересная: мне кажется, за девять месяцев в EPAM я ни разу не выполняла одну и ту же задачу дважды.

Вот небольшой список ресурсов для начинающих Frontend-разработчиков, на которые я советую обратить внимание:

Курсы и тренинги:

YouTube-каналы:

Комментарии