Мы всё яснее осознаем, что эмоции влияют на нашу личную и профессиональную жизнь. Они могут помочь добиться успеха или разрушить всё в один миг. Чтобы избежать второго исхода, нужно учиться эмоции осознавать и управлять ими – другими словами, развивать свой эмоциональный интеллект.
«Клевер» поговорил с Алёной Алёшиной – соавтором книги «Эмоциональный интеллект. Российская практика», бизнес-тренером и директором по развитию компании EQuator. Она рассказала, зачем нужно повышать свою эмоциональную компетентность и с чего стоит начать.
— Алёна, понятие «эмоциональный интеллект» сейчас у многих на слуху. Откуда такой интерес к теме?
— Вообще, понятие «эмоциональный интеллект» ввели исследователи Джон Майер и Питер Саловей еще в 1990 году, но тогда тема не получила широкого охвата.
Настоящий бум произвела книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», которая вышла в США в 1995 году. Она сразу была распродана тиражом в 5 млн экземпляров – и ее начали переводить на разные языки. Не так давно она вышла и на русском. Конечно, людей могло привлечь провокационное название. Но я думаю, что Гоулдман просто интуитивно попал в зарождающийся тренд.
— Что это за тренд?
— Видеть в эмоциях ресурсы. Последние десятилетия ситуация в мире меняется стремительно. Неопределенности и тревожно-напрягающих факторов становится всё больше. И люди понимают, что если не менять свое восприятие, то жить в такой обстановке станет совсем некомфортно.
Одновременно с этим меняется и характер нашей работы. Мы отходим от каких-то рутинных, механических заданий. Нам всё чаще требуется искать новые подходы в решении задач и проблем, мыслить нестандартно. А ученые уже давно объяснили, что мышление тесно связано с эмоциями.
Мы также начали обращать внимание на то, что наше эмоциональное состояние влияет на результат работы. Возьмем, например, прокрастинацию. Почему мы откладываем важные задачи до последнего дедлайна? Скорее всего, потому что нам мешают какие-то эмоции – например, страх сделать задание плохо и не оправдать возложенных на нас ожиданий. Если мы осознаем, какие эмоции стоят за теми или иными действиями, то можем использовать эту информацию себе на пользу.
— То есть эмоциональный интеллект – это умение использовать информацию, которая содержится в эмоциях?
— В том числе. Мы с моим коллегой Сергеем Шабановым (соавтор книги «Эмоциональный интеллект» – прим. ред.) обычно объясняем это понятие через навыки. Эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и на основе этого строить взаимодействие с другими людьми.
— А управление эмоциями других людей не считается манипуляцией?
— Управление эмоциями действительно часто путают с манипулированием. Не буду отрицать, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут хорошо манипулировать – если у них, конечно, есть такая цель. Мы же призываем управлять эмоциями других людей по принципу win-win, честно и экологично, без скрытых манипуляций.
Управление эмоциями – это больше про то, как строить эффективное общение с людьми с учетом эмоционального фактора: как взаимодействовать с другим человеком так, чтобы минимизировать его раздражение. Ведь когда обе стороны диалога спокойные и доброжелательные, легче договориться о чем-то.
— С понятием разобрались. Давайте теперь поговорим о том, как понять, насколько у тебя развит эмоциональный интеллект? Есть ли для этого специальные тесты, метрики, единицы измерения?
— В мире есть несколько принятых моделей эмоционального интеллекта. И в каждой есть свой тест для измерения эмоционального коэффициента (EQ). Забавно, что все эти тесты между собой не особо коррелируют. А все потому, что общего понимания – что именно нужно измерять – пока не существует.
Тестами мы обычно проверяем уровень знаний. Мы, например, можем спросить у человека, что он почувствует, если на него неожиданно выпрыгнет собака. Скорее всего, он ответит, что страх или испуг – и это верно. Но нереально измерить тестом то, что произойдет в реальной ситуации. Невозможно также измерить, насколько эффективно человек, который прочитал кучу книг по эмоциональному интеллекту, применяет свои знания на практике.
Я думаю, в первую очередь стоит понять, для чего вам измерять эмоциональный интеллект. Если вы руководитель компании и хотите понять, насколько у ваших сотрудников прокачаны навыки конфликт-менеджмента или другие soft skills, организуйте для них тренинги. Простое наблюдение поможет вам сделать больше выводов, чем результаты абстрактных тестов.
Если вы чувствуете личную потребность в развитии эмоционального интеллекта, начните с самоанализа. Мы с Сергеем Шабановым разработали опросник, который поможет понять, что вообще нужно анализировать.
Первая часть опросника посвящена осознанию собственных эмоций.
Там в числе прочих есть пункт, в котором надо указать, насколько в любой момент времени вы можете определить, что конкретно чувствуете. Сходу это понять сложно, поэтому уделите анализу несколько дней. Организуйте систему напоминаний в своем телефоне – не менее двух в день. В момент сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом, запомните их и запишите.
— А что делать, если я не могу подобрать слов для того, что чувствую, или вообще не испытываю никаких эмоций?
— Очень часто мы не можем понять, какую эмоцию сейчас испытываем, или думаем, что не испытываем ничего. Но эмоция – это реакция организма на любое изменение во внешней среде, а та всё время меняется. Следовательно, и эмоции есть всегда. Нам просто сложно выразить свое эмоциональное состояние словами.
Если сложно понять, что вы ощущаете, можно начать думать логически. Например, вам предстоит серьезный разговор. Что обычно перед этим чувствуют? Скорее всего, беспокойство. Есть оно у вас или нет?
Можно еще использовать шпаргалки со списком эмоций. Когда есть из чего выбрать, определиться легче.
Есть четыре базовые эмоции: страх, гнев, печаль и радость. Остальные эмоции – более низкие или высокие степени их проявления.
— Как навык осознания эмоций может помочь мне в жизни и работе?
— В момент, когда мы эмоцию осознаем и называем ее, мы задействуем те отделы мозга, которые связаны с речью. А речь тесно связана с контролем наших действий. Получается, что, осознавая эмоцию, мы приобретаем над ней больше контроля. А умение контролировать эмоции помогает справляться с проблемными ситуациями.
Подумайте, с какими проблемами, связанными с эмоциями, вы сталкиваетесь каждый день. Скажем, вы очень вспыльчивый и срываете свой гнев на других людях. Или вы постоянно обо всём переживаете, и это мешает вам сконцентрироваться на чём-то важном. Со всем этим можно и нужно работать. Как только конкретная проблема обозначена, эмоциональный интеллект перестает быть как-то абстрактной концепцией.
Дальше надо понять, как вы хотите себя чувствовать в конкретной ситуации. А затем – что нужно сделать, чтобы в это эмоциональное состояние попасть: подышать, умыться, громко крикнуть, помедитировать. Способов масса, ищите тот, что подойдет именно вам – в личном опыте, интернете, литературе, на тренингах. Умение вводить себя в «нужное» эмоциональное состояние поможет достигнуть цели, которую вы перед собой ставите: не срываться на коллег, не волноваться перед разговором с начальником, не откладывать важные дела на потом.
— Эмоциональный интеллект, если мы говорим про IT-сферу, относится к разряду soft skills. Многие инженеры считают, что это их слабое место.
— Я бы сказала, что у IT-специалистов повышенная самокритичность по этому поводу. Все, кто приходят к нам на тренинги, как будто уже морально готовы к тому, что с эмоциональным интеллектом у них все плохо.
Я замечаю, что для IT-специалистов мир коммуникаций часто кажется довольно хаотичным, в отличие от каких-то технических вещей. И для них важно обрести в этом какую-то почву, понять алгоритмы и схемы.
В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую. А ведь там тоже есть свои закономерности и правила, которые можно использовать. Как только инженеры их осваивают, они сразу же начинают тестировать их в реальной жизни – специфика работы такая. И часто результат превосходит ожидания.
Еще я заметила, что IT-специалисты хорошо понимают, что такое безоценочность – и это сильно улучшает процесс общение. Это значит, что им не свойственно слышать в речи собеседника скрытые подтексты. Исключая троллинг, конечно.
— Тем не менее, в IT-сообществе довольно много троллей.
— У Сергея Шабанова есть теория на этот счет. По его словам, основной рабочий инструмент IT-специалиста – мозг, который нужно постоянно держать в тонусе и оттачивать.
В высокоинтеллектуальной среде вообще принято мериться, кто умнее. И троллинг – один из способов самоутверждения. Инженеры, которые научились осознавать свои эмоции, быстро начинают замечать, какие эмоциональные процессы запускают в них тролля. Например, один участник нашего тренинга осознал, что тролль в нем просыпается от страха – когда он не уверен в теме и потому чувствует себя некомпетентным, менее умным.
Если инженер понимает, зачем он начинает самоутверждаться, и у него есть мотивация побороть в себе это, он начинает искать другие возможности для демонстрации своего ума и компетенции.
— А если мотивации нет? Как объяснить такому инженеру, почему важно развивать эмоциональный интеллект?
— Тут опять же можно пойти через проблему. Soft skills в IT-сфере становятся все более востребованными: инженеры создают ПО в командах, общаются с заказчиками, выступают на пресейлах. Когда ежедневно работаешь с людьми, конфликтов и недопониманий не избежать. Если не знаешь, как решать проблемы, начинаешь злиться и раздражаться. Поэтому гнев – самая распространенная эмоция на работе.
А можно ведь по-другому: создать на работе такую атмосферу, чтобы не испытывать постоянное чувство гнева. Для этого есть свои методики и приемы.
— А как бороться с гневом? Допустим, я чувствую себя очень злой на работе. Я понимаю, что срываться на коллегах – плохо, поэтому я, скорее всего, похороню эмоцию в себе. Но выход ли это? Что нужно делать, чтобы не проглатывать гнев и при этом не выплескивать его на других?
— Доводить эмоцию до пика – плохая идея. Гнев нужно осознавать и вентилировать на более ранней стадии, не дожидаясь момент, когда вот-вот рванет.
Когда мы испытываем гнев, у нас выделяется адреналин. Сам по себе уровень гормона упасть не может, поэтому его нужно пустить в действие.
— Что именно нужно сделать? Первая мысль – побить боксерскую грушу.
— Если начать бить грушу и при этом представлять человека, который вызвал в вас чувство гнева, можно запустить процесс самозаводки. Лучше заняться более нейтральной физической активностью: поприседать, походить по лестнице, глубоко подышать. Дать себе физическую нагрузку, но не окрашенную эмоционально. Нужно понаблюдать за своим телом и понять, что хочется делать, когда злишься. Я, например, стучу по стене кулаком – мне помогает. Уровень раздражения может спасть просто от того, что вы обратили на эмоцию внимание.
Мы не можем контролировать возникновение эмоции, потому что это мгновенная биологическая реакция. Но мы можем выбирать, как транслировать ее в мир. Этому нужно учиться, но это умение здорово помогает в жизни.
Что читать, чтобы развивать эмоциональный интеллект:
- Сергей Шабанов, Алёна Алёшина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
- Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»
- Питер Саловей, Дэвид Карузо «Эмоциональный интеллект руководителя. Как развиваться и применять»
- Группа EQuator trainings в Facebook
- Канал EQnews в Telegram
Комментарии