Как стереотипы о возрасте мешают нам найти работу

Указывать в вакансиях возрастные ограничения российский закон запрещает с 2013 года. За прошедшие пять лет подтвердилось, что это ограничение скорее формальное. Работодатели по-прежнему не нанимают кандидатов, которые кажутся им слишком молодыми или слишком старыми. Отказ при этом объясняют другими причинами: квалификации недостаточно, опыт не тот, нашелся более подходящий соискатель. Обсуждать возраст на собеседовании им это, тем не менее, не мешает.


Люди в поисках работы регулярно ходят на собеседования – бывает, что и по нескольку раз в день. Если их возраст не вписывается в полагаемую работодателем норму, об этом им напоминают регулярно. Это здорово подрывает веру в себя. Когда вам изо дня в день говорят, что вы для чего-то не годитесь, слишком неопытны или морально устарели, в это можно и поверить. С месяцок послушаешь одно и то же и засомневаешься: «Может, и впрямь не справлюсь? Не могут же все они быть неправы».

«Нам бы кого постарше»

Антон начал писать код еще в школе и впервые устроился программистом, когда учился на втором курсе. Его взяли в маленькую компанию на простые задачи. С утра Антон шел на пары, а после обеда фиксил баги и двигал элементы на UI. К 23 годам Антон набрался опыта, уверенно работал с аутентификацией и секьюрити и помогал решать задачи новичкам. Когда он начал искать работу, на первом же собеседовании столкнулся с непониманием. Пять лет опыта почему-то не помешали нанимающему менеджеру рассказать, как он «устал от студентиков, которые и кода-то живого не видели, а уже метят в синьоры».

По данным ФОМ, людей в возрасте 18–30 лет объявляют слишком молодыми для вакансий в 14% случаев. Зато в следующей группе – 31–45 лет – 10% рассказали, что их сочли для вакансии слишком старыми. Заметили, как стремительно молодость переходит в старость?

Обвинять молодых в недостатке знаний и падении нравов – давняя традиция. Извечное «Богатыри – не вы» повторяют чуть ли не с античных времен. У древнегреческого поэта Гесиода встречаем: «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Знакомо? Это самый обычный стереотип – упрощенное и обобщенное мнение о группе людей, к которой сам носитель мнения не принадлежит.

Стереотипы не обязательно вредны: они облегчают нам взаимодействие с миром. Чтобы не разбираться в каждом незнакомом явлении от начала до конца, мы прибегаем к стереотипам и экономим мыслительные усилия. Стереотипы помогают нам защититься от внешнего мира и чувствовать себя лучше других, не похожих на нас людей. Используя стереотипы, легко вписаться в социальную группу: переняв ее мнения, привычки и поведение, можно сойти за своего.

Объявляя соискателя слишком молодым, интервьюер реализует самозащитный потенциал стереотипа. На фоне «молодого неопытного кандидата» он кажется себе более сильным и ценным для компании. Съехать на проторенную дорожку «всех этих молодых» для его самоощущения выгоднее, чем разбираться в опыте и карьерной истории соискателя.

Человек, который обращается к вам с позиции стереотипа, не знает о вас почти ничего. Как только кто-то начинает говорить: «Вы слишком молоды», – напоминайте себе: это стереотип. Эти слова не относятся лично к вам и описывают обобщенный образ молодых специалистов. Вы не портрет поколения. Можно заранее обдумать, чем вы отличаетесь от абстрактной молодежи, и записать на бумажке почему. Записку можно носить с собой и перечитывать после напряженных интервью, чтобы быстрее вернуться в форму.

Уютное сообщество Клевера 

Подпишитесь на нас, чтобы узнавать больше о soft skills, обсуждать материалы и делиться опытом с другими IT-специалистами 

«Были бы вы помоложе»

Java-разработчице Елене из Санкт-Петербурга 40 лет, и она ищет работу. Чувствует себя неуверенно, хотя за плечами у нее 15 лет опыта: даже к молодым женщинам в IT относятся с предубеждением. Чтобы ее взяли хоть куда-нибудь, Елена снизила свои зарплатные ожидания до 40 тысяч рублей. Говорит, в прошлый раз ей это помогло: Елену взяли на работу, но продержалась она там всего месяц. В команде (четыре человека, все – мужчины младше сорока) ее без конца микроменеджили, объясняли очевидные вещи, шутили про женщин-разработчиц. Елена не смогла работать в таких условиях и ушла.

Среди кандидатов в возрасте 46–60 лет 25% получали отказ в работе из-за возраста. В отчете HeadHunter за 2015 год говорится, что только 3% нанятых через сервис сотрудников были старше 45 лет. Причины на том же HH озвучивают разные и снова стереотипные: якобы люди старшего возраста не разбираются в технологиях, плохо адаптируются и физически не могут работать быстро и качественно. В той же публикации специалисты по подбору приводят и контраргументы: каждого кандидата нужно оценивать безотносительно стереотипных ожиданий.

Казалось бы, всё логично: нужно разбираться в опыте и личностных качествах конкретного соискателях и делать выводы из них. На деле следовать этой логике сложно, потому что эйджизм (дискриминацию по возрасту) в нас взращивают с детства.

Экспериментально подтверждено, что дети начинают проявлять эйджистские предрассудки с шестилетнего возраста. В детских книжках, мультиках, фильмах старые герои либо злые, как Баба Яга, либо немощные и пассивные, как бабуля Красной Шапочки. Да что там, сам язык богат на эйджистские языковые конструкции: «выжил из ума», «старческий маразм», «старость не радость».

Стереотип «старый – значит плохой» мы усваиваем еще до того, как пойдем в школу, и так к нему привыкаем, что потом воспроизводим неосознанно. Люди быстрее связывают плохое со старостью, а хорошее – с молодостью. На собеседовании достоинства старшего кандидата замечают позднее и с меньшей вероятностью, чем достижения молодого.

Старым (или тем, кого полагают слишком старыми для чего-нибудь) не говорят напрямую: «Вы слишком стары», «Вы плохо соображаете», «Вы медленный и слабый». На это намекают – и одних намеков достаточно, чтобы подорвать уверенность в себе. Когда перед испытаниями людям напоминают об их слабостях, они показывают более низкие результаты.

На собеседованиях с кандидатами старше 45 чаще обсуждают возраст (который трактуется как недостаток), и это способно повлиять на исход собеседования. Справедливо и обратное: если перед тестом напоминать людям об их достоинствах, они достигают лучших результатов. Можно провернуть этот трюк без посторонней помощи и перед собеседованием вспомнить свои карьерные взлеты.

Что еще важно, так это не примерять эйджистские стереотипы на себя. Если всё же невзначай подумаете что-то вроде «я слишком стар для этой работы» – замечайте эти мысли и не давайте им хода. Напоминайте себе: это стереотип. Такие напоминания работают. Люди, мыслящие о себе в русле эйджистских стереотипов, чаще их оправдывают. Очень несправедливо, не правда ли?

Общество с детства рассказывает нам, что старые люди глупее, слабее и хуже молодых. Мы в это верим, а когда подходит срок, говорим себе: «Настало время стать глупее, слабее и хуже». И становимся.

Что делать, если вас собеседует эйджист

Если интервьюер комментирует ваш возраст с позиции стереотипов – напомните себе: сейчас он демонстрирует упрощенное и неправдивое представление о реальности. Мысленно проговорите: «Это не относится ко мне лично. Собеседник описывает обобщенный образ группы, к которой меня отнес».

Сами обсуждать свой возраст тоже не начинайте – даже если просто хотите подчеркнуть, что не подпадаете под стереотип. Во-первых, так вы лишний раз вспомните о своем «недостатке» и можете почувствовать себя неловко. Во-вторых, так вы сами пригласите интервьюера озвучить его предрассудки.

Чтобы подбодрить себя, вспомните о ваших ровесниках. Они действительно воплощают стереотипы о «молодежи» или «стариках»? Чем каждый из них отличается от шаблонных представлений о молодом или старом человеке? Так вы напомните себе, что все люди разные и не обязаны укладываться в чужие представления о них.

И наконец, старайтесь не поддерживать возрастные стереотипы. Если заметите, что сказали или подумали что-то эйджистское – исправьтесь и постарайтесь больше так не делать.

Быть непредвзятыми к себе и другим тяжело: наша культура проникнута стереотипами. Избавляться от укоренившихся предрассудков и старых привычек трудно, но точно стоит того, если они вам вредят.

Комментарии