На технических интервью всегда немного не по себе. Нужно справиться с волнением и показать себя во всей красе, но при этом удержаться от рассказов про то, как космические корабли бороздят Большой театр. Задача сложная – неудивительно, что кандидаты на техническом интервью частенько ошибаются. «Клевер» расспросил опытных интервьюеров про самые распространенные ошибки соискателей. Наши сегодняшние эксперты – сотрудники IT-компании ЕРАМ: менеджер по тестированию Екатерина Свешникова и Java-тимлид Никита Пузанков. Они рассказали, какие ошибки в их практике встречаются чаще всего и как их можно избежать.
Вас всё равно раскроют – и разоблачение не принесет удовольствия ни вам, ни интервьюеру. Вас будут спрашивать по информации из резюме и ждать рассказа о вашем опыте. Когда обнаружится обман, неловко будет всем.
Екатерина Свешникова: «Был случай: кандидат указал в резюме автоматизацию тестирования – поэтому я позвала на собеседование коллегу-автоматизатора. Дошли до автоматизации, и выяснилось, что подобного опыта у кандидата никогда не было. На вопрос, как автоматизация попала его в резюме, кандидат потупил взор и сказал: “Мне она интересна, я решил ее на вырост указать”. Часто в резюме указаны технологии, навыки или уровни, которых на самом деле у человека нет. Это ошибка: всё тайное становится явным».
Никита Пузанков: «Хорошо, допустим, вы введете в заблуждение рекрутера, потому что более технически подкованы, но потом вас будет собеседовать технический эксперт. Предположим, вам удастся провести и его. Следом вас ждет трехмесячный испытательный срок, и уж там-то выплывет наружу всё, о чем вы обманывали. Если вы живете в маленьком городе, где всего три-четыре серьезные IT-компании, и попробуете каждую из них обмануть, в конце концов вам будет сложно найти работу. Испорченная репутация – это серьезно».
На заметку всем, кто проходит собеседование онлайн: уточните, по какому часовому поясу вам назначают интервью. Учитывайте разницу во времени. Если перепутаете время и не придете, вам могут дать еще один шанс. Однако в целом ваша неявка будет означать, что интервью не состоялось, а вы поступили не слишком внимательно и ответственно.
Вновь совет про дистанционные собеседования. Не отнимайте время у самих себя – тестируйте оборудование заранее. Это не так уж долго, но в рамках интервью важна каждая минута. Вы правда думаете, что настраивать микрофон, вместо того чтобы дать интервьюеру узнать вас получше – хорошая идея?
Неготового кандидата видно сразу: по содержанию и структуре ответа (или по ее отсутствию). Если вы хотите эту работу, будет логичным постараться. Если нет – зачем идти на собеседование?
Екатерина Свешникова: «Иногда на собеседованиях я даю кандидатам распечатанную форму и прошу предложить для нее список проверок. Если человек готов, он подходит к вопросу структурно – предлагает несколько видов тестирования, разбивает проверки по классам эквивалентности – в общем, понимает, что делает. А если человек хватается за всё подряд или сваливает в кучу виды и уровни тестирования, возникает ощущение, что он просто не готов».
Цель технического интервью – составить представление о навыках кандидата. На собеседовании проводят скрининг ваших навыков, выясняют уровень профессионализма и выявляют ваши экспертные области. Кандидату и самому выгодно помочь техническому эксперту: быть честным, ничего не скрывать и не преувеличивать.
Никита Пузанков: «Иногда на интервью я объясняю кандидатам, что моя цель – дать им как можно более объективную оценку. С ней они могут пойти хоть в нашу, хоть в другую компанию и быть уверенными в своем профессиональном уровне. В первую очередь техническое интервью об этом, а не о том, чтобы получить или не получить работу.
Понять, подходит тебе компания или нет, можно на собеседовании с рекрутером. Как вариант – задать все нужные вопросы в конце технического интервью – обычно такая возможность есть. Даже если вы не подходите на одну позицию, возможно, для вас в этой компании найдется другая вакансия. Если нет, после интервью вам, по-хорошему, дадут обратную связь, почему вы не прошли. Используйте ее, чтобы закрыть пробелы в знаниях».
Вы действительно можете не знать правильного ответа. Более того, вы можете в этом признаться, но всё равно поразмыслить над задачей. Ничего страшного, если вы ответите: «Мне никогда не доводилось с этим сталкиваться, но давайте представим, что доведется. Вот как я поступлю…» Ход ваших мыслей важен интервьюеру не меньше ваших знаний.
Екатерина Свешникова: «Ответ “не знаю” равносилен отказу попробовать, и это всегда плохой ответ, особенно на открытый вопрос. По моему опыту, функциональное тестирование – это во многом про ход мышления. Если человек не может развернуть мысль, сформулировать, описать ход своих умозаключений, который его к чему-то привел, предложить несколько решений для вопроса, который их подразумевает, это не очень хороший знак».
Иногда хочется показать, что вы знаете гораздо больше, чем то, о чем вас спрашивают. Плохое решение – приплести к ответу не связанную с ним область знаний. Это затуманит ваш рассказ. По той же причине не стоит решать задачу излишне сложным способом, чтобы просто продемонстрировать широту кругозора. Так вы рискуете запутаться в задаче, которую сами для себя усложнили, и не уложиться в отведенное время. От вас ожидается оптимальное решение, а не олимпиадное.
Допустим, вас спросили, что такое Spring Boot и зачем он нужен. Можно ответить сухо, в стиле Википедии или даже документации самого Spring Boot. А можно рассказать, где вы с ним сталкивались и как использовали. Второе предпочтительнее, и вот почему.
Никита Пузанков: «Когда вас будут спрашивать о какой-то технологии, обязательно упомяните свой опыт. Если вы сделаете ответы персонализированными и к сухой теории добавите рассказ о практике, это покажет вас с лучшей стороны. Так интервьюер увидит: вы не просто заучили текст, а именно обладаете экспертизой. Даже если вам задают теоретический вопрос про паттерны проектирования, можно ответить: “Я знаю такие-то паттерны и применял их вот в таких случаях на практике”. Это впечатлит интервьюера больше, чем пространные ответы».
Еще один совет для дистанционных собеседований: когда человек читает, это сложно скрыть. Уж лучше «Я не знаю, но предположу», чем читать с листа. Это всё равно заметно – и по интонации, и по лицу.
Екатерина Свешникова: «При чтении замаскировать движение глаз почти невозможно. Когда у меня есть основания полагать, что человек подсматривает ответы, я обязательно делаю себе такую пометку. Это называется “вывесить красный флаг”, то есть подать нанимающим коллегам сигнал о проблеме.
Насчет именно поиска в интернете, а не чтения вслух всё не так однозначно. Не знать можно по-разному. Если человек способен за несколько секунд найти ответ на открытый вопрос, это может означать, что он понимает тему, но не знаком с какой-то частностью. В ходе дальнейшего разговора это обязательно выяснится. Другая история, когда человек в принципе не знаком с предметной областью – тут никакой поиск не спасет. Здесь как в Древней Спарте: главное – не попадаться».
За обилием слов не скрыть недостаток смысла. Эта уловка может сработать с рекрутером, но с экспертом в технологиях – уже нет. Он, напротив, оценит отсутствие словесных фантиков.
Никита Пузанков: «Каждое ваше предложение должно нести в себе смысловую нагрузку. Не пытайтесь заболтать технического интервьюера. В основном это люди, которые работают ведущими специалистами – с ними такой фокус не пройдет. Они будут выделять из того, что вы говорите, только действительно важную информацию. Налить воды, чтобы создать о себе впечатление эксперта – нерабочая схема. А вот если вы сможете кратко и при этом полно ответить на поставленный вопрос, это покажет вас с хорошей стороны. Значит, вы глубоко понимаете предметную область».
И снова про онлайн-собеседования. Интервьюер не сделает вам замечания, если в кадре появится кто-то лишний, но это точно его отвлечет. Постарайтесь выбрать нейтральное место, где вас никто не потревожит.
Никита Пузанков: «Однажды я собеседовал человека из Южной Кореи, за его спиной была открыта дверь в прихожую. В разгар интервью домой вернулась его жена, и я видел, как она обнимается с песиком. Это вроде бы и мило, но сосредоточиться на ответах было тяжело. Еще был случай, когда позади кандидата стоял шифоньер со стеклянными створками, в которых отражалось всё, что происходит в комнате. Там ходили посторонние люди, и меня это сбивало.
Постарайтесь найти место, где ни вас, ни интервьюера ничто не будет отвлекать. Идеальный вариант, когда видно только вас и стену за вами. Если у вас дома нет подходящей комнаты, можете снять стул в коворкинге и переместиться туда».
Временные рамками дисциплинируют и проясняют, насколько сложным и детально проработанным должно быть ваше решение.
Никита Пузанков: «В первую очередь, когда вам дают задание, всегда уточняйте, сколько у вас есть на него времени. Возможно, от вас ожидают пятиминутного решения, и нужно быстренько накидать ответ, не вдаваясь в подробности. А может, интервьюер даст вам 20 минут – тогда есть время посидеть и подумать.
Если не успеваете, можно попросить дополнительное время или закончить код логически – не написать, а объяснить, что должно быть на его месте. Так вы хотя бы донесете до интервьюера свою мысль».
Многие технические интервьюеры начинают беседу с просьбы рассказать о себе. Это шанс подсветить ваш опыт с нужной стороны и рассказать, чего вы хотите от новой работы.
Екатерина Свешникова: «Резюме – это набор фактов. Хорошо, если кандидат говорит о себе более персонифицированно. Например, он скажет: “Я старший тестировщик, у меня в подчинении пять человек, работал с такими-то бизнес-доменами. Заинтересован в том, чтобы поменять сферу деятельности или, например, в работе с иностранными клиентами, потому что за последние полгода выучил английский”. Тогда я пойму, что важно кандидату и что из этого наша компания может ему предложить».
Все ошибаются – в том числе на технических интервью. Интервьюеры знают об этом и относятся к кандидатам с пониманием. Не бойтесь дать неправильный ответ или стушеваться: никто не ждет увидеть в вашем лице идеального соискателя. Главное – будьте честны, пунктуальны и хорошо подготовлены.
Фото: Unsplash